понедельник, 3 февраля 2014 г.

Книги для родителей.

Книги, которые из далёкого (а может и вчерашнего) детства помогают сейчас быть мамой, подарили, вплели то хорошее, что есть.. что бывает так сложно не упустить..
Любимые книги. Мудрые.

1. Тэцуко Куроянаги "Тото-тян - маленькая девочка у окна". Книга о японской школе Томоэ, единственной такой школе в 30 - 40-е гг ХХ в. Не похожей ни на одну известную мне школу ни в прошлом ни в настоящем. И о необыкновенном директоре Сосаку Кобаяси. Книга - воспоминания ученицы этой школы. Необыкновенная книга.























2. Туве Янссон "Летняя книга". Бабушка и внучка. Мудрая, настоящая бабушка. И природа. Очень хочу перечитать. Первые строчки и уже не оторваться: "Всю ночь лил дождь, его сменил жар раннего июльского утра..."





















3. Все Муми-тролли Туве Янссон. Они как в жизни, только лучше. Муми-мама, Муми-папа, Муми-тролль, фрёкен Снорк, Снусмумрик, Снифф. А как мама гуляла в нарисованном саду в грустной "Муми-папа и море"...  Там каждый раз вдруг появляется что-то новое или кто-то новый. Наверное, они правда живут в долине Муми и иногда дописывают истории на полях..

4. Марсель Пруст "По направлению к Свану". До того как воспоминания главного героя обратились к Одетте и взрослым чувствам. Большая часть книги - это впечатления мальчика и его восприятие мира. Тонко чувствующего, ранимого, тревожного.
Оо, нашла полное собрание "В поисках утраченного времени".. и перевод тот, что мне нравится, Любимов в списке.


5. "Дорога уходит в даль" А. Бруштейн. Самая любимая.. самая дорогая, перечитанная много раз. Часто хотелось рассказать, поделиться, но слишком личные переживания, слишком Я, чтобы говорить или писать об этой книге..





















5. 6. и так далее)
Стругацкие "Полдень 22 век", "Жук в муравейнике", "Отягощённые злом, или Сорок лет спустя".

"Лев Абалкин был мальчик замкнутый. С самого раннего детства. Это была
первая его черта, которая бросалась в глаза. Впрочем, замкнутость эта не
была следствием чувства неполноценности, ощущения собственной ущербности или
неуверенности в себе. Это была скорее замкнутость всегда занятого человека.
Как будто он не хотел тратить время на окружающих, как будто он был
постоянно и глубоко занят своим собственным миром. Грубо говоря, этот мир,
казалось, состоял из него самого и всего живого вокруг -- за исключением
людей. Это не такое уж редкое явление среди ребятишек, просто он был
талантлив в этом, а удивляло в нем как раз другое : при всей своей ранней
замкнутости он охотно и прямо-таки с наслаждением выступал на всякого рода
соревнованиях и в школьном театре , особенно в театре. Но, правда, всегда
соло. В пьесах участвовать он отказывался категорически. Обычно он
декламировал, даже пел с большим вдохновением, с необычным для него блеском
в глазах, он словно раскрывался на сцене, а потом, сойдя в партер, снова
становился самим собой -- уклончивым, молчаливым, неприступным. И таким он
был не только с учителем, но и с ребятами, и так и не удалось разобраться, в
чем же тут причина. Можно предполагать только, что его талант в общении с
живой природой настолько преобладал над всеми остальными движениями его
души, что окружающие ребята -- да и вообще все люди -- были ему просто
неинтересны. На самом деле, конечно, все это было гораздо сложнее -- эта его
замкнутость, эта погруженность в собственный мир явились тысячью
микрособытий , которые остались вне поля зрения учителя. Учитель вспомнил
такую сценку: после проливного дождя Лев ходил по дорожкам парка, собирал
червяков-выползков и бросал обратно в траву. Ребятам это показалось смешным,
и были среди них такие, кто умел не только смеяться, но и жестоко
высмеивать. Учитель, не говоря ни слова, присоединился к Леве и стал
собирать выползков вместе с ним..."
("Жук в муравейнике")

Астрид Линдгрен. ..

Анна Гавальда "35 кило надежды". 
Когда-то в очереди к стоматологу прочитала эту тоненькую, но большую книгу взахлёб, забыв где я и зачем пришла)


Владислав Крапивин

Игорь Малышев "Там откуда облака"

""Ветер качал травы, они то и дело склонялись к самому лицу мальчика, задевали колосками лоб и щёки. В зубах у помощника подрагивал стебелёк тимофеевки. Венька лениво жевал его и думал, что хорошо бы сейчас сбегать к Ягодной Рясе искупаться..."*

Я читала вслух пахнущему нагретым солнцем крыжовником сыну. Обед. Бледно-зелёные колечки огурцов в фарфорово-белой чашке никак не поддаются вилке в ручке маленького Львёнка. А июльский жар дышит мне в спину из раскрытого окна, нежит ярко-голубым небом. Иногда в одном мгновении сходятся прошлое и настоящее вместе с мечтой. Да так, что я чувствую эту одновременность каждой клеточкой. Детство."

Роберт Стивенсон "Детский цветник стихов".
Я когда-то писала об этой книге, с тех пор ничуть не потускнели чувства, книга стала только ближе и роднее, одна из любимых и у сына:

Это ... действительно цветник, большой мир маленького человека, который с годами пропадает, забывается, зарастает сорной травой, мельчает, высыхает и обрастает колючками..

Я читаю стихи и вспоминаю всё, что забыла. Секретики, зарытый и потерянный кубик с точками, колыбельки из травинок с липучками, разноцветные камешки на берегу,  отшлифованные морем,  чёрное стекло, чтобы смотреть на солнце,  дерево, посаженное дедушкой в честь моего рождения ... А если надеть на голову подушку треугольником получается Маленький Мук.

Я читаю стихи и понимаю сына и радуюсь тому, что он сейчас живёт в счастливом, тонком, многогранном, разноцветном, воздушном и интересном мире. Где всё бывает.
...
Кажется, что стихи написал ребёнок, не взрослый, который подделывается под маленького, не взрослый, который вспоминает, а именно маленький человек. Не только содержание, но и рифмы. Стихи не льются и не бегут, как речь виртуозного оратора, говоруна, они бредут, останавливаются, прыгают, вспоминают, возвращаются, повторяются, так, как говорят дети.

... Я читаю счастливая, что меня в этот мир вернули.


___

Я обязательно буду продолжать этот важный мне список здесь, в этом Доме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...