пятница, 20 марта 2015 г.

Нужен-то целый стакан!

Это Математическая история! Вот это да!

Сначала два предисловия.

Я не могу решить задачку из книги "Витя Малеев в школе и дома" Носова. Она на картинке и без решения. Я когда-то полночи не спала, мысленно пытаясь понять, в чём же там дело, но заснула, так и не нашла решения.



















На первом курсе института высшая математика. Прекрасная преподавательница - молодая женщина, кудрявая, с фенькой на руке, - мне очень нравилась. А математика не очень. Сначала на первом экзамене до меня дошло-таки как с пределами быть, а вот окончательное затмение накрыло дифференциальными (о, я даже слово это написала неверно) уравнениями. Я сдала второй и последний экзамен наизусть и ушла с твёрдой четвёрткой и полностью неверным практическим заданием, зато любой вопрос как дятел, ни на секунду не сбившись, задания-то по лекционной тетрадке, а за семь дней подготовки я каждую запятую там запомнила. Франгулова видела в моих решениях что-то.. ну хотя бы старание, но результат всегда был неверным. ВСЕГДА.

И сама история.

Двоюродный племянник подарил мне на Новый год интересную книгу. Сейчас подошла её очередь. Да, это благодаря Саше я узнавала подробности множественности Вселенных, читала Лёве о ракетных двигателях, пыталась освоить Звонкина, но поняла, что раз я сама в математике ни в зуб ногой, то и Звонкин для сына из меня не выйдет. И теперь вот

Стивен Строгац "Удовольствие {от}" Увлекательная экскурсия в мир математики от одного из лучших преподавателей в мире.

 (Лабиринт)

Однажды на странице 40 автор вспоминает фрагмент фильма  "Моя левая нога", эпизод с делением. 
Задача "Что такое 25% от четверти?"
И дальше я начинаю думать сама, я всегда пытаюсь...
Так же как когда-то с диффурами решение настигает меня внезапно и ясно, но неверное. 1/25. Почему? Что-то я как-то подумала, сопоставила, подсчитала.. ли и выходит 25....

И ведь так же и в жизни.. Я что-то подумала, сопоставила и совершенно ясно понимаю что-то. А оно НЕВЕРНОЕ!! И когда-то с облегчением я это узнаю.. У меня есть события и решения проблемы, чьи-то примеры и опыты, я делаю выводы, и они оказываются неверными. Но я совершенно не сомневаюсь в них в момент "озарения". Потому что я просто не умею это решать, так как в математике. 

Потом я догадываюсь, что не может быть 1/25, что-то не так (и так же надеюсь в жизни - может быть я всё-таки ошибаюсь, ведь вот это, вот это и вот это говорят не в пользу моего решения), но то рациональные доводы, а я чувствую, что 25 и всё.  Я же так решила. Значит это верно. В себе сомневаться сложно)).

Но всё-таки пытаюсь снова, без цифр, которые мне так тяжелы. Конечно, я представляю стакан, свой стеклянненький стаканчик с вмятинами внизу, который совсем не стандартный, но я всегда его использую для отмеривания нужного количества сахара, воды или молока для теста. И всегда делю то, что предлагают в рецепте, чтобы поменьше получилось. Вот стакан, вот его четверть - мысленно черчу риску ногтем, а теперь от неё нужно ещё одну четвёртую - отлично, я представляю сколько мне нужно... чего бы это могло быть так мало.. Мёда. Да, я представляю прозрачный янтарный сладкий мёд на самом донышке стакана. НО СКОЛЬКО ЕГО??? Сколько в цифрах?? Чуть-чуть)))

И, наконец, я вижу картинку в книге. Там не стакан, там пирог (ха!), он поделен целиком! И тут я понимаю - 1/16. Четверть от четверти - это 1/16. Потому что надо было представить целый пирог, целый стакан!! а не только его четвёртую часть разделённую на 4. А я не подумала об этом. Зачем мне целый пустой стакан, мне же нужна только его маленькая часть, а остальное пространство мне ни к чему...



















А может правда нужно помнить, что Стакан всегда целиком....



4 комментария:

  1. Я вообще, абсолютно запуталась... :) Но мне просто приятно тебя читать. :)
    Я гуманитарий до мозга костей. Математика была в моей жизни слишком давно и слишком мало. И так и не полюбилась мной, хотя сейчас я вижу в ней ту прекрасную, логически точную, правильную красоту, которой восторгались, как известно, все великие художники. И думаю, что если бы сейчас, опять, заново... может быть у нас случилась бы с математикой взаимная любовь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, спасибо))). Я когда всё это написала, так и подумала - запутано! Но для меня было настоящим открытием такое простое решение простой задачи), и удивительным то, что я "как-то не подумала" и то, что я и обычно так не думаю, беру мелкие части, путаюсь, не понимаю, а про целое забываю.. в жизни, не в математике.
      Вот и мне кажется, что если бы снова, если бы попробовать, то совсем иначе. Мне это интересно теперь! Как и всё в жизни). С сыном мне стало всё интересно!)

      Удалить
  2. Катя, я буквально на днях прочитала очень интересную статью о математике и её преподавании. Стало немного грустно: может быть, я всегда считала себя неспособной вовсе не к математике? http://postnauka.ru/talks/31178

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за статью! Да..
      мне нравились наши учителя в школе и в институте, я справлялась со школьными заданиями, любила даже геометрию (кстати в статье говорится о желательном восстановлении курса геометрии, это что же, сейчас её в школе нет??), но какое-то внутреннее непонимание было всегда.. может быть дело и в программе тоже, в подходе.. не работает у меня голова в ту сторону, какие-то винтики сами не завелись))..

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...