понедельник, 27 апреля 2015 г.

Про Андерсена.

Апрельское колдовство. Р. Брэдбери.

Может быть это он, волшебник, оживил всё вокруг.. И я разговариваю со своим домом, веду длинные диалоги и переговоры то с кухней, то с ванной, обещая и требуя. Каждый раз захожу в ту, другую комнату и прошу у неё прощения.. а она верит..
В доме даже тишина, редкая тишина появляется не иначе как к чаю, в шелестящем платье и с молчаливой улыбкой. Где?.. на лице, конечно. У каждого в Доме есть своё лицо, свой характер, настроение и любимое место. И у меня есть любимое место, места, в книгах.



Сказки Андерсена как будто были всегда.
И кажется, что вот Андерсен - автор сказок, очень-очень многих сказок, узнаваемых и похожих, похожих стилистически, настроением.. ну как книги одного автора. И может быть да. Но сегодня я точно поняла для себя, какие они все совсем-совсем разные, у каждой своё лицо, место, характер. Каждая сказка живёт отдельно. Живёт всегда, и в прошлом, и в настоящем, и может в будущем, сама живёт и влияет на того, кто принимает её у себя, к себе. Как будто она сама родилась, появилась. случилась. А написал её, их все один человек.. придумал, увидел.. и они живут.

И живут в прекрасных образах, которые создали художники. "Дело художника - рождать радость" (К. Паустовский) - вдруг увидела близкую фразу, Паустовский всегда говорит так, как будто смотрит вглубь моих зрачков, только видит в миллион раз больше или улыбается  - сейчас я тебе об одной штуке расскажу, точно понравится, - и я остаюсь очарованная..



Вчера я кинулась искать первую книжечку, где-то между тремя годами и напольным зелёным шкафом. Перерыла школьные годы, посчитала логические ошибки и четвёрки в сочинениях, улыбнулась лекциям по операционным системам, нашла первый блокнот с записями, альбомы с рисунками от 2-х лет, перечитала поздравления столетней давности, включая первую открытку с розами на четырёхлетие.. "("Мама, я хочу посмотреть на твой кавардак..") спела записанную между библиотечными конспектами Imagine.. нет книжечки. А ведь стоит перед глазами и напоминает о себе каждой страничкой. Нашлась сегодня у мамы в саду. Вот с этой книги начался мой Андерсен.

Принцесса на горошине.
И такая это была любимая принцесса, что ни в сказке сказать.. Не нравились мне портреты мнимых красавиц, помню их как полупустую страницу, а вот принцессины туфельки, дождь, капающий с платья, королеву мать с маленькой горошиной в королевской ручке лучше, чем себя. Не помню, что я думала, но помню, как видела эти картинки, сложно описать это видение теперь, может быть более глубокое из-за неслов, ведь все "тонкие, прописанные, чёткие, реалистичные" эпитеты только отдаляют то чувство, которое рождается внутри и обрастает звуками, запахами, размерами.. и чем больше я молчу о картине, тем больше её мир.. Хотя так хочется рассказать, поделиться..

Издательство "Детская литература"
Художник А. Архипова









К картинке с горошиной прилагаются какие-то выдуманные стеклянные воспоминания в бархатно-красных тонах полумрака дорогой комнаты.






Следом  за Принцессой на горошине появилась Дюймовочка. Я очень любила мультфильм. И мечтала о книге, потому что были открытки с отрывками из сказки, а хотелось целиком. Вот такую:







Сколько раз я их пересматривала...
Художник Н. Барботченко.

Дюймовочка появилась позже. Гораздо. В долгожданном толстом сборнике, как будто без рисунков, а оказалось Алфеевский... их просто мало там, по одной чёрно-белой иллюстрации вместе с названием сказки и  в конце совсем крошка-рисуночек. Не зря теперь, как будто позабыв пришедшую чуть-чуть поздно книгу - слишком долго ждала.. я сейчас так самозабвенно полюбила иллюстрации Алфеевского.. они потому что жили всё это время, грели, грезились..
Как мечтала я о такой книге, выбирая в библиотеке тонкие и потрёпанные сказки Андерсена. Особенно запомнилась синяя книжечка, она подарила главные сказки - Старый уличный Фонарь и Судьба Репейника. Да, я искренне любила и люблю сейчас Огниво, Свинопаса, Диких лебедей, Оле-Лукойе, Снежную королеву очень люблю. Но особенными, как будто отдельными и только моими стали Фонарь и Репейник.
Я всё стою под тем фонарём и смотрю на падающие из глубины чёрной ночи сверкающие звёздочки-снежинки..











(1992 год).

Оо, здесь было всё или почти всё. Но сейчас, когда пришло новое время детских книг, я снова ищу Андерсена, для сына, для нас. Потому что мне тогда, в детстве, было мало рисунков.. хотя другие книги без иллюстраций совсем не смущали меня.

Поэтому сейчас есть Снежная королева с рисунками Алфеевского. Сказочного Алфеевского, детского Алфеевского, радостного и цветного Алфеевского. Гармонично-цветного, не бросающего фейерверки красок, он разговаривает с каждым цветом, прислушивается, находит тот единственный, может быть спрятавшийся под столом, но совершенно необходимый здесь цвет, оттенок. В моей книге неидеальная печать, только несколько рисунков чисты как утренний свет, но я знаю, что скрывается за чуть повреждёнными картинками, я это вижу.

Лабиринт






Есть Оле-Лукойе Пивоварова, другого художника, дарящего радость и волшебство. Яркий и образный, не туманно-задумчивый даже в снах, но загадывающий, другие загадки, играющий, красочные и как будто бы простые, в них можно не вглядываться, просто радоваться или собрать свою мозаику. Как дорогая брошь с длинной историей эта маленькая книга в суперобложке. А за ней большие волшебники, которые её создали.

Лабиринт









Немногие сны так притягивают.. Может быть единственные, нарисованные удивительным Пивоваровым.

Андерсен - исключение для меня во многом. Даже эта книга.. Я не люблю пересказы. Но здесь пересказ Токмаковой мне нужен. А если что, то полный перевод есть в старой книге..

Потом в Новый год, а когда же ещё.. хотя вот и в апреле). Андерсен.. Так вот, к новогодним праздникам в прошлом году подруга сделала мне роскошный подарок - сказки Андерсена, рисунки Г.А.В. Траугот.
И я по-прежнему, как писала тогда, "осторожно перелистываю гладкие страницы книги сказок, .. мурашки - грация,... прозрачные дымки рисунков, да, сказки Андерсена несомненно выиграли, заиграли, обрели новый звук.. Несмотря на эфирную красоту, она самая настоящая, книга сказок, тёплая, которую можно долго держать в руках, её хочется часто читать, любить, ценить, вспоминать через десятилетия долгие вечера со сказками." Мягкий свет её оседает на старых полках.. не гремит, но не выцветает, не теряется..








Лабиринт

В детстве был другой Солдатик, хотя так же нарисованный Трауготами. Я чувствовала красоту сказки, но не могла любить её, грустную, обжигающую..





Нынешняя весна подарила по-настоящему новую сказку Андерсена. Не читала её раньше, не знала совсем. С третьего раза, только после того как услышала самого Диодорова, я разглядела "Волшебный холм". Сказка пришла с другими прекрасными книгами недавнего заказа и не ответила на восторженные прыжки ни одним словом. Я отступила на пару шагов и приблизилась снова. Литографии, 8 (?) лет работы художницы Евгении Лоцмановой, тяжёлый труд, необычный сюжет - крутились в голове какие-то обрывки чужих историй.
Я листаю её снова и снова. Это Андерсен, это волшебство. Ночное, готовое рассыпаться как замок из песка. Мир, который пытается выхватить глаз в тёмной комнате после яркого света, а картинка то падает, то уплывает к потолку. Здесь я могу водить руками в мерцающем снегу, не боясь растопить его или обжечься холодом. Брызги ручья, падающего в расщелине, туман, оседающий на ресницах серебром.. Сказка, которую знают  камни, нагретые солнцем с одной стороны и влажные, холодные с другой стороны земли.

Однажды в жаркий летний день мы забрались в пещерку, скрытую зеленью деревьев, и там, в полумраке, среди холодных стен услышали о празднике лесного царя. Мы выбрались озябшие и полные тайн. Яркое послеполуденное солнце согрело нас и успокоило жужжание пчёл, но сказка сохранилась серебряным браслетом на руке. И важны ли здесь захватывающие сюжеты? Главное, она живёт в шёпоте трав.









Лабиринт

И всё это Андерсен..
И мечтаю ещё.
О такой Дюймовочке Алфеевского





И о Снежной Королеве Пивоварова





(отсюда)

И вообще мечтаю..






10 комментариев:

  1. О, да, Катя! Андерсен - великий сказочник. Какие-то сказки я у него очень любила, а какие-то не принимала. А вообще, я бы прописала каждому взрослому почитать его сказки с позиций сегодняшнего Я, в них есть столько психотерапевтичности.
    А еще он вырезал вытынанки. Для меня это было открытием.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да! И я так же, Оля. Какие-то сказки оказались совсем не мои. Но это совсем не влияет на удивительность Андерсена, на волшебство его сказок. И сейчас интересно перечитывать, но чаще с радостью, что были они в детстве, мне кажется взрослой многое было бы сложно полюбить..
      Да, я откуда-то про вытынанки Андерсена тоже знаю).

      Удалить
  2. Андерсен прекрасен, такой разный, многогранный... "Свинопас" и "Девочка со спичками" - сложно поверить, что это один и тот же автор. А сколько в этих сказках переживаний, превращений, трагедий?!
    Андерсен на века!
    Спасибо.
    С Уважением, Светлана.
    р/с как жаль, что я не умею так красиво писать и выражать свои мысли, как ВЫ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо Вам большое!!)
      Я даже не задумывалась раньше, и да, какой разный он..

      Удалить
  3. О Боже, сколько удовольствия от Вашего поста...какие иллюстрации, а Андерсена любим всей семьей! Еще не раз буду пересматривать Ваш пост и перечитывать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо большое!) Так хочется о важном, о дорогом написать красиво, рассказать, и мне очень-очень радостно, что отчасти значит получается, раз я читаю такие добрые Ваши слова).

      Удалить
  4. Катя, спасибо за то, что не забыли и рассказали о Вашем Андерсоне=) Кстати,книжка-малышка эта у нас тоже есть=) мы и её читаем=) Но в целом после прочтения - какое у разных людей различное восприятие художников и текстов... Это не мои книги=(( Трауготов люблю очень выборочно и редко. Оле-Лукое пока не нашла ни одного, который бы был по сердцу. Алфеевский оказался близок - спасибо, что познакомили. Бду присматриваться к нему...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Инга!) Я ждала Вас).
      Да, мой Андерсен совсем другой, я это почувствовала, конечно, когда читала Ваш пост). Не всегда рисунки Г.А.В. Траугот оказываются любимыми, но с Андерсеном совпало очень-очень. Пивоваров - мой любимый художник (я даже не могу писать "один из", потому что каждый любимый - единственный). Зато я совсем не люблю Ломаева.. Хотя у нас есть Маленькие человечки с его иллюстрациями, сын очень любит).
      Спасибо Вам за вдохновение, как-то не написалось только про Холм, и я решилась на такой большой пост и рада, что собралась).

      Удалить
    2. У меня Трауготы легли на "Не буду просить прощения" Прокофьевой... Это так прекрасно, что мы все разные, и каждый может показать другому что-то в новом свете!
      Я у вас часто=) Не всегда получается писать. А сейчас - только приехали и сразу к вам в гости=)

      Удалить
    3. Да, согласна про новое)
      "Не буду просить прощения" такая тяжёлая книга.. а Трауготы да!! У нас есть ещё Кукла, книга - необыкновенный подарок прекрасного человека) с надписью художника для Лёвы).
      Спасибо!!) Так приятно!!!)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...