среда, 9 ноября 2016 г.

Сложные книги. Дневник чтения. 6 лет

Редкие дневники чтения обрушиваются на меня лавиной мыслей, отрывков, историй, и сначала я просто теряюсь, сравнивая его, дневник, то с генеральной уборкой, то с вулканом, то ещё как-то неподходяще. Но ежемесячные, частые писать не хочется. Проходит много времени, прежде чем для меня вырисовывается какая-то новая картина чтения. Первой и главной мыслью, с которой я сажусь за дневник, всегда - "мы читаем мало, разных книг мало". Это наш мир, здесь разнообразие и быстрая смена декораций - непривычная картина, которую сын (как и я) избегает. Его мир должен быть постоянным, надёжным, спокойным и уверенным. И если не всё удаётся в жизни, то это ищется в книгах.

Очень ярким вдруг стало понимание отношения сына к нашей детской домашней библиотеке. Раньше я всегда воспринимала её только через себя, как огромную радость, удивление, восхищение, блаженное растворение в небывалом для моей жизни изобилии чего-то красивого, интересного, настоящего. Это как цветные кадры в монохромном кино. Иногда. Это радость дома. 

Но для сына всё явно иначе. Немножко огорчительно, но и объяснимо очень, что по-другому. Менее. А как. А прекрасно! Я вдруг поняла, увидела. Для него это неотъемлемая и очень привычная часть жизни, по-другому он не знает. Как хлеб. И, конечно, не так трепетно. Но ключевое слово - часть жизни. И это так упоительно и тепло наблюдать. Эту связь, которая гармонизирует его мировосприятие. 

Как он играя, но не бравируя, заимствует выражения и слова из книг "Сейчас [Щаз], сказал Тарас" (из Маршака с Митуричем, над которым я не дышала)). 

Отдельная радость в связи с упоминаем сборника Маршака с рисунками Митурича - возможность сравнить любимое стихотворение и выбрать. Дублей в доме мало, по многим причинам. Если встречаются, то это пересечения в разных сборниках, но часто я вижу, как они оказываются нужны сыну. И постепенно Пожар Конашевича вытесняется Пожаром Митурича. Иногда он смотрит оба.. мне безумно интересно, что он в этот момент чувствует..



Вставляет подходящие истории, на занятии у логопеда: "Я вам после упражнений расскажу историю! - Ну, давай сейчас рассказывай. - У меня есть книжка, и в ней один мышонок катал бельчат, которые не хотели спать...." Вспомнил!, потому что упражнения логопедические, видимо, показались похожими. И что, логопед тут же сообразила ему ещё одно упражнение по этому примеру. А как мы читали Ёлки-на-Горке, в два захода с перерывом в полгода, со случайным по моей инициативе возвращением, и уж, конечно, я была уверена, что эта книга останется для него одноразовой, без эмоций, кроме как неприятие лиса Миккеля, который всех хотел съесть. Это сложный момент, который сын не любит в книгах. Не любит отрицательных персонажей. И в то же время может жалеть их, находить им оправдание. Все и всё должно быть хорошим. И двойная радость - дочитали, и он снова убедился, что всё Хорошо. Да ещё и применяет в жизни. Слойки - тоже тёплое слово теперь.



Вворачивает в своих бесконечных рассуждениях неожиданные (для меня) эпизоды. Как-то он объяснял Шреку (Шрек - это фигурка из солёного теста и я, моющая посуду), что жить одному не так уж хорошо, и почему это ты, Шрек, не хотел жить с друзьями, вот Рак Отшельник... Ничего себе! эту историю Заходера я начинала читать ему два раза, с промежутками в несколько лет, и так и не дочитала, не находя никакого видимого отклика у сына, а он всё запомнил и действительно тогда не остался равнодушным, переживал, поэтому не захотел.

Когда-то я была очарована английской красотой книги. Настроение это сохраняется и теперь, хотя содержание не напоминает о давних первых чувствах.









Отшельник и Роза. Б. Заходер. Художник Г. Калиновский
Лабиринт

Или как Лёва неожиданно сравнивает наши дневные метания с лошадиными из Лесных разговоров Пивоваровой с рисунками Монина. Хорошо не Мартышкино завтра Заходера!)), хотя там и любимый Пивоваров)




Лабиринт
My-shop

Пересказывает бабушке, деду, папе. И не то, что мы вот читаем, то, что на слуху, а давнее или то, что казалось мне проходным, судя по скромному интересу. Вспоминает давних любимцев, часто картинками и просит перечитать или берёт сам, разыскивает в стопках тонких или высматривает на дальних полках, к моему удивлению, вдруг "Детки в клетки" (у нас с рисунками Чарушина, покупала когда-то на букинистическом сайте).




Выбирает конкретные главы ("Человеки" Баруздина) и те, где как раз были какие-то сложные ситуации - глава про грибы и соперничество мальчиков.



С. Баруздин "Чудеса"
Лабиринт
My-shop

Всё чтение наше я бы назвала умеренным. Умеренный интерес, небольшое разнообразие, возвращение и перечитывание. Не буйство и восторг, которые я так привыкла видеть в играх сына, в его словах, образах, мечтах. Они бурлят в нём, все оттенки сложных и ярких чувств и так. В книгах ему нужно другое, которое он сам потом возвысит в играх и размышлениях. Очень интересными оказываются его представления, которые складываются до картинок. Мы прочитали две чудесные сказки из моей любимой хрестоматии, давно я ждала подходящего времени и рада, что ждала, раньше они не пошли бы у сына. Но в хрестоматии мало картинок, поэтому сын уже успевает представить героев по-своему. Так леший Цвоттель из "Хёрбе Большая Шляпа", который сначала немного напугал и Хёрбе, и Лёву, а потом стал другом, оказался для сына таким, он сам потом делится - Обыкновенный мальчик с крокодильим хвостом. В футболке и штанах жёлтых в чёрную полоску. Волосы как у Страшилы, только коричневые.

И ботинки коричневые. Отфрид Пройслер "Хёрбе Большая Шляпа"




Вообще в хрестоматии картинки не плохие.. может быть.. но не очень подходящие.. они совсем не отражают настроения произведения. И если Хёрбе ещё с натяжкой я могу принять, то ко второй прочитанной с сыном сказке рисунки совсем не подходят. Я любила его с детства, лисёнка Кона, но сюжет совсем забылся. И приятно было вернуться, вспомнить и почувствовать то, что раньше я не заметила. Японское, которое теперь для меня так очевидно, хотя с японской литературой и культурой вообще я знакома плохо, но как же она всегда ярка и не похожа на привычный мне мир. Как трагичное вплетается, здесь не между строк, а как часть жизни, причём это трагичное страшно для меня, в отличие от нашего, которое горькое, печальное, тяжёлое может быть, но не пугающее пропастью.. Но это детская добрая сказка, просто страхи, конечно, всегда выскакивают из-за угла и пытаются перетянуть одеяло на себя.

Но мы не позволим, отберём одеяло, оно нам самим нужно в холодной осени и будем читать дальше о чудесных приключениях волшебного лисёнка Кона (этой осенью лисы!!), который даже не подозревал, что он волшебный. И как среди призраков и светящейся в темноте страшилки-тайны вдруг цветёт необыкновенная, одна единственная космея

"Цветок был прекрасен. Это был нежный, но крепкий цветок. Розоватые лепестки, чистые и гладкие, распустились, глядя в ясное, сверкающее, голубое небо"

тихо падает снег, ярко-красный шар взлетает в небо и сердце замирает от тонкой, изящной, плавной и едва различимой порой красоты..

Булка цвета лисьего хвоста. Миёко Мацутани





Лёва слушал не переводя дыхание, просил продолжения, когда история закончилась. К счастью благополучно, а то попереживать на тему болезней тоже пришлось.

Вечерние чтения медленные, неторопливые. Но иногда спокойствие и умиротворение сменяется звонким хохотом, подпрыгиваниями и громкими голосами - а как иначе читать про пса Микки? О, эту книгу я откладывала с Лёвиных лет трёх или четырёх, тогда она пришла в подарок и ждала своего часа, почему-то я впечатлилась надписью 6+, хотя не всегда смотрю на предлагаемые возрастные ограничения. И не ошиблась. Совершенно другой язык.

Озорное, так и хочется написать квадратное, угловатое повествование, на самом деле необыкновенно подходящее моим представлениям о том, как мог бы говорить и писать пёс, сыпет незнакомыми словами, забытыми сравнениями, устаревшими модными словечками. И я, наконец, могу понять сына, слушающего впервые детские книги, написанные в то время, когда он ещё не родился, а для меня они самые что ни на есть понятные и простые.

Но это удивительно - погрузиться в образы начала 20 века так, как будто это настоящее.. Тут и рисунки Бугославской играют свою современную роль.. Взрывная книжка, как из параллельной реальности. Не сюжетом взрывная, а стилем и сочетанием рисунков и текста.

Наше чтение Микки напоминает мне строчки из "Чистого следа горностая" Кузьмина "

- Бери. Хорошую книгу прочитать никогда не рано. [Речь уже о школьниках]
Книга оказалась какой-то чуднОй. Я в ней то не понимал ни единой строчки, то вдруг находил такие весёлые места, что от хохота сползал со стула."








Дневник фокса Микки. Саша Чёрный
Лабиринт

Читали и перечитывали Робин Гуда - шуточные картинки и несерьёзная подача истории не сбила сына. Несколько раз он подходил к несочетаемому в его представлении образу благородного разбойника. Стопорилось чтение, велись разговоры, но потом он кажется определился, принял, и мы в очередной раз перечитали уже залпом.



Маури Куннас. Робин Гуд
Лабиринт
My-shop

Читали мишку Паддингтона. И снова удивительно. Заказанный вслед двум тонким книжечкам толстый сборник сначала порадовал очень полюбившимися яркими, многочисленными, большими и маленькими рисунками. Но как-то не так началось чтение.. что-то как будто не то, а что непонятно. Спотыкались, спотыкались, отложили. А через пару месяцев в один из температурных дней с удовольствием открыли недочитанную историю, и она заскользила как на коньках по льду, да ещё и игра в буквы вплелась в сюжет, сын принял участие с радостью.

Майкл Бонд. Медвежонок Паддингтон и его новые проделки
Лабиринт
My-shop





Обрадовалась я Храброму портняжке с иллюстрациями Винокура. У меня была моя детская книжка, с Чаплей, но Лёва почему-то её не жаловал, а тут сам предложил, подаренный портняжка пришёлся к месту и вплёлся в повседневные разговоры - да, я "одним махом семерых убивахом")), вот в моей такой фразы не было, может быть и в этом дело..






Лабиринт
My-shop

А потом приходит вдруг посылка с книгами, и начинается взрыв и фейерверк, в котором я с трудом вспоминаю свои размышления об умеренности, неторопливости и спокойствии)). И мы отправляемся в новое кругосветное путешествие!



P.S. Ну и намеренно я не стала писать о богатырях и военной теме в нашем чтении. Потому что.. не могу! больше. А динозавры отошли на второй план. Музей динозавров, созданный нами летом, был кульминацией и после пошёл на спад. Хотя ещё в начале осени мы читали тоненькую от ИДМ книжку о палеонтологах хорошего автора Ирины Яковлевой.




2 комментария:

  1. Катя, как же здорово читать книги вместе с сыном!Это такие трогательные и волшебные моменты - на всю жизнь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо, да, я очень ценю это время..

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...