суббота, 28 апреля 2018 г.

Про школу

Забрела в ленту новостей и встретила очередной пост, после таких лент я чувствую себя  запутанной и опутанной лентами. А ведь на всех сама подписывалась и каждая новость интересна, но слишком мне много. Остановилась на берёзах

"Мы живем в волшебном месте, средь сосен и берез. Но иногда, большой реальный мир врывается в нашу безмятежность, вызывая беспокойство, тревогу, а иногда просто недоумение. «-Вы учитесь дома? Но ребенок ведь не общается со сверстниками! Это так печально»...
Русский язык. Чтение.
...
«-А сколько слов в минуту вы читаете?
-Да не знаю, кажется в норму укладывается, 37 слов в минуту.
-Этого недостаточно! Для первого класса норма 80, а для второго 120!»
Разве это имеет такое значение? Может важнее понимать смысл прочитанного, сопереживать герою, смеяться, где смешно и плакать над грустными моментами. А скорость чтения дело наживное. Не убьет ли «натаскивание» на скорость всякий интерес к чтению?
...
И может кто-то сочтет нас излишне беспечными, но кто знает, может все эти уменья важнее для становления гармоничной личности, чем таблица умножения. Время покажет! "

Ага, это про семейное обучение, СО.

Я вспомнила свой ненаписанный пост, про школу. Про Наш первый класс.

А ещё с улыбкой вспомнила все эти ЕР vs КС, ГВ vs ИВ, дет.сад vs домашний ребёнок и т.п. И все вычитанные длинные ленты со спорами, аргументами и переходами на личности, которые к счастью обошли стороной и как и предполагалось были лишними.

Читала про такое заманчивое, ещё недавно, в прошлой жизни, семейное обучение, мою соломинку перед первым сентября - если что у меня всегда есть выход!
И думала.
А почему собственно берёзы, сосны и волшебные места недоступны моему сыну. Хотя, конечно, берёз и сосен у нас действительно мало, очень даже мало, город такой, а детей на СО совсем, кажется, нет. Но волшебные места, оказалось, никто не отменял. Как и сопереживание герою во время чтения, хотя мой сын учится в школе, в самой обычной школе, которая показала себя за этот год во всей красе. Боюсь загадывать, что же дальше. Если уже сейчас не продохнуть.

Да, нам, мне, ему и нам было ужасно сложно. Ужасно, очень и очень сложно. 
Я снова остановилась.
Как же продолжить..

Может быть это будет история раннего утра, каждый день одинакового утра темнеющей осени, с ночником зимой или первым весенним туманом. Утро, когда я открыла в себе невиданные горизонты терпения и любви, чтобы суметь разбудить уставшего ребёнка, разбудить с улыбкой,  и сделать утро добрым, чуть-чуть сказочным, немножко интересным, мягким, уютным. Правда получалось это не всегда.


























Утро с настоящим радио под абажуром лесом, утро добрых слов, спешных сборов, утро тапочек-собачек, утро мягкого одеяла, из которого просто невозможно вылезти.



А может быть это будет история резвящегося во дворе школы первоклашки, который с каждым новым днём пробегал чуть меньше, скакал чуть ближе, чтобы к зиме уже остановиться только около меня и никуда больше не уноситься. И хотя мне больше не приходилось до хрипоты звать хулигана домой, радости это не прибавило.

Или это будет история всех разговоров с учительницей, которая ни разу не похвалила моего сына. Пожалуй это была бы самая противоречивая история, в которой я рассказала  бы о лёгкости происходящего, но я не буду на ней останавливаться, потому что эта история не успевала даже начаться, не говоря уже о конце. И не занимала она ни меня, ни сына, ни учительницу.

Несомненно это должна быть история о домашней работе. Вот где я развернулась бы с мыслями о СО... лично в нашей с Лёвой компании. И, конечно, я написала бы о том, что при мысли о домашнем задании у нас обоих начинают ныть зубы, или что-то скручивается в животе унылым узлом. Я должна написать о личных победах сына, которые давались ему как восхождение на Эверест муравью, и что он не сдался. О победах, которые видела только я, но моя похвала не стоит смайликов. О своих и его бесконечных проигрышах, провалах, откатах (сейчас один из них). О находках, о наших карточках с буквами, которые неожиданно помогают, об Окружающем мире, о ста проектах и докладах, о знакомых стихах и сказках. Но честно, я не могу, я не могу заставить себя ещё и писать о домашней работе. Мне её хватает, порой до самого вечера. Она у меня вот где сидит.
И да, я  не делаю ничего за сына. Но почти всё мы делаем вместе. Так задумано. И это ничего. А ещё ему нужно, чтобы я была рядом. Но почему-то только я это хорошо понимаю. Правда, бывает, что забываю. И вспоминаю только тогда, когда вижу сделанное упражнение левой пяткой, но пятка старалась изо всех сил, последних сил. Но просто она пятка, она не умеет то, что умеет рука. Уже умеет.





Это было бы история о болезнях. Которые чередовались с неделей школы перманентно весь год. Но эта история знакома мне по предыдущим семи годам. Хотя привыкнуть к ней невозможно.

Конечно, это была бы история о первом кружке сына, о конкурсе чтецов, о ТЮЗе, который приезжал на каждый праздник в школу, о ёлке, масленичных блинах, о столовой, о пожарном учении и вообще обо всех коллективных событиях, которые сыну бесконечно нравятся.

Здесь была бы история ежедневных драк, войнушек, битв и столкновений. В рамках. Иногда за рамками.

И на самом деле эта история не должна быть написана, мной. Её мог бы написать только мой сын, потому что это его школа, его класс, его время. Что я знаю об этом? Только то, чем он захотел поделиться со мной.

Каждая эта история и ещё много других, моих, его - это первый школьный год сына. Наш первый год.
И мне так лениво писать об этих историях. Хотя я, конечно, постоянно делилась с друзьями в моменты Х, советовалась, искала решения, правда чаще хотелось молчать. Я вспоминаю свою жадность до разговоров о школе раньше, я вспоминаю животрепещущие темы и желание найти непременно правильное и лучшее, страх ошибиться, он приравнивался к катастрофе.
И понимаю, что всё это позади. Как почти в прошлом наш первый год. 

И я не ставлю этому году оценку как это принято в школе (ведение тетради - 2, итоговая комплексная работа - 5)
Я приняла этот год. Я поняла, что по-другому быть не могло. Я поняла, что сейчас не представляю как СО подошло бы мне и сыну, я точно не потяну. Я сама убедилась во всеобщей безграмотности, равнодушии, безумном и ненужном галопе (для моего сына) программы,  которую необходимо успевать проходить и на СО. Убедилась в важности оценок для него. Увидела как правильные психологические статьи о развитии ребёнка, человека идут в такой разрез с реальной ситуацией, что острее не бывает. 

Но хотела написать только то, что сейчас наш мир остался с нами. Берёзы, сосны и волшебные места. Наши вечера вдвоём. Наши книги. Мечты. Планы. Наш маленький музей Космонавтики к 12 апреля. Что успелось.  Наши редкие прогулки. Наше первое кино, остров зимой и в марте. Лёвушкины медали и ордена, нарисованные на бумаге. И города, построенные на ковре. Наши декабри. Его,его личные проекты, идеи и впечатления.








И когда мой ребёнок сегодня остановился в книжном, чтобы перечитать про отчаянную битву муравьёв в Карике и Вале, он сопереживал героям и горевал, и стремился помочь и стоял так долго, потому что сидеть в наших книжных негде. Я открыла томик Диккенса и не считала в этот момент сколько слов в минуту он прочитал, хотя он учится в обычной школе и даже получает оценки, и даже по технике чтения 5.



А как будет завтра не знаю, никогда не умела загадывать. А если пробовала научиться, то получалось всё с точностью наоборот.

14 комментариев:

  1. Катя, это правда, самое главное-оно не там, не в школе, и еще долго будет не вовне, а внутри. Внутри Дома, внутри детства. И то, что у вас уже есть, всегда будет с вами. 
    Скоро лето! Пусть оно вас порадует)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо) И вам радостного лета!

      Удалить
  2. Катя, очень это знакомое чувство - внезапная утрата интереса к темам, которые вчера ещё только были необходимы. Когда внезапно понимаешь, что в твоей-то жизни всё будет не так, и никакие общие правила не работают. Да и кто может точно знать, как правильно? Людей на свете много, и все что-нибудь говорят.
    Очень много слышу в последнее время разговоров о том, что начальная школа трудна, а часто и просто неподъёмна, как она выматывает. И трудности начинаются ещё на этапе школьной подготовки (домашние задания в прописях; постоянная проверка техники чтения; замечания учителя о том, что ребёнок у вас средний, поэтому многого не ждите (честное слово, слышала я и такое!); постоянное нервное напряжение, что ребёнок "не потянет" программу и его придётся перевести в"простую" школу). Раньше я не понимала, как можно "не потянуть" программу первого класса, что там "тянуть"? А сейчас вижу, что и родители далеко не всегда тянут, даже программу "простой" школы.Я понимаю, что моему сыну очень повезло: он с удовольствием ходил на подготовку весь год, расстроился, что занятия закончились и в школу теперь только в сентябре. И эту простую, естественную ситуацию я воспринимаю как чудо, как подарок судьбы. А как пойдёт настоящая учёба, я пока не представляю. Но домашнее образование как вариант не рассматриваю, просто потому, что не знаю, что это такое. Чтобы получить объективную информацию, нужен личный опыт,а не рассказы в интернете, но я сейчас не готова его приобретать, да и ребёнок ничего не имеет против школы. Пишут, что домашнее образование приобретает всё большую популярность, а я думаю, что его выбирают по-прежнему единицы, и, в моём понимании, это абсолютно героические люди, которые готовы пройти школьную программу ещё раз. Я не чувствую в себе ни сил таких, ни умения, ни желания. И вины по этому поводу тоже не чувствую. В конце-концов образование - это не только то, что мы уже знаем, но и то, что хотели бы знать; и никакая школьная программа не может помешать учиться тому, что интересно.
    Катя, я скажу вам оптимистичное: современная начальная школа абсурдна, но не вечна. Первый класс - это адаптация, во втором многое устаканится; в третьем дети сильно взрослеют и уже очень многое могут сами; четвёртый труден бесконечными натаскиваниями на итоговые тесты, но не страшен: все всё напишут и благополучно перейдут в пятый.А в пятом учиться может оказаться легче, чем в начальной школе, потому что эксперименты над детьми прекращаются, и в учебниках - обычная классическая программа. Поэтому не переживайте:всё всегда складывается так, как и должно складываться - именно в нашей жизни. Не лучше и не хуже, а так, как есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, действительно подарок - доброе впечатление вашего сына и настрой! Как хорошо, что так бывает!
      Спасибо вам большое за комментарий, мой ответ вам станет важным дополнением поста, а то у меня как обычно - одни эмоции и ноль информации.
      Замечания учителей про "средних" детей и "ничего не ждите" не укладываются, хотя уже, к сожалению, укладываются в голове, но остаются дикими.

      Дело в том, что я не потяну не потому что программа показалась мне сложной. Она оказалась дурацкой (как кульминация - комплексная итоговая работа - понятные и логичные намерения и абсурдное воплощение) и неоправданно скоростной, особенно для моего сына. Осенью дети писали в прописи "Наступила зима", было заметно как темы в учебнике кончились, страницы перевёрнуты, новые части начинать рано.. но это не влияло на объёмы домашней работы. Своего времени просто не остаётся, совсем. В учебники я заглядывала два раза, один раз в математику, потому что Лёве на больничном мне нужно было преподнести новую тему и один раз в русский язык, чтобы выяснить, почему в заданном упражнении (они все прикрепляются на отдельных листочках в тетрадь) нужно найти и подчеркнуть существительные и глаголы!, а не подлежащие и сказуемые, помните, я как раз и к вам с этим пришла. В учебнике, как вы мне и рассказали, третий вариант со странными предметами и действиями предметов. Я продралась сквозь аляпистое оформление в стиле глазастых картонок Профф-пресс и не менее аляпистое преподнесение информации, и рассказала Лёве всё как есть на самом деле, объёмы информации его никогда не пугали. Он разобрался.
      Я хорошо помню со школы все темы, Лёва со своей стороны легко научился оформлять задачи, решать их он умел и так, он быстро запомнил как искать проверочные слова, легко придумывал предложения из предложенных слов, Окружающий мир и литературное чтение, страницы из учебника я часто заменяла на наши книги с хорошими иллюстрациями и нужными произведениями (а то Теремок Чарушина с картинками в стиле компьютерный комикс как обычно вызвали раздражение) - всё это близко мне и сыну. Другой вопрос, как это всё впихнуть в один день! И это то, что касается понимания. Единственное, чему учился мой ребёнок, было письмо. По-настоящему сложно, неподъёмно, тяжело. И неудивительно. История тянется с рождения, он родился раньше срока с сильным пониженным тонусом и первые года полтора были наполнены бесконечной чередой занятий, процедур и прочего. Устрашающие прогнозы некоторых врачей мы теперь вспоминаем с недоумением. Но в то же время я не удивлялась его нежеланию рисовать, рекомендациям воспитателя. И до школы все наши события, придумки, совместные заполнения дневников, свободный доступ к ножницам, на кухне помощь в нарезании салатов и многое-многое обычное, ежедневное благотворно сказывалось. Я не обращала специального внимания, а воспитатель отмечала явные успехи, скоро дом начали заполнять его рисунки. Но сложность осталась. Вот её мы и преодолевали.
      И главное, я не потяну, потому что я не чувствую в себе уверенности организовать домашнее обучение дома в нашей прежней манере, которая единственная близка Лёве, обучение без уроков и занятий. Немного писала об этом в посте про Самостоятельное Лёвино чтение, я тогда опубликовала в Доме Лесе два поста подряд, и, возможно, нижний просто не попал в блоги к друзьям. Боюсь, что да, он нещадно отстанет, а если этот галоп повторить дома, каждый день заставлять его, мотивировать, приучать к выполнению даже домашней работы мне неподъёмно тяжело, мы оба крайне эмоциональны. Я как представляю, что такое на домашнем обучении было бы не полдня, а целый день, сразу впадаю в ступор и думаю громкое - НЕТ.
      Спасибо вам, Ирина, заглянуть с вами в будущее как получить возможность вздохнуть. Я обычно всегда задерживаю дыхание, когда слышу слово - завтра.

      Удалить
    2. Катя,да, абсурдность современной начальной школы именно в том и заключается: в программе вроде бы ничего сложного нет, особенно в первом классе, но в то же время она держит в постоянном нервном напряжении, каждый день нужно быстрее, выше, сильнее. Проекты,тесты, итоговая комплексная работа - всё это звучит как-то устрашающе применительно к первоклассникам.
      А письмо - да. Письмо волнует. Уже сейчас, по обведённым узорам в дошкольной тетради "Готовим руку к письму" я вижу, что этот предмет не будет в числе любимых. И анамнез у нас тоже не такой безоблачный, как хотелось бы. Рождение было точно в срок, но через шесть дней - операция под общим наркозом, восемь дней реанимации и неизбежный курс антибиотиков.Конечно, это всё не могло пройти бесследно, а где именно оно себя проявит в будущем, и каким образом - неизвестно. Поэтому школу хотелось по возможности наименее нервозатратную,каким бы развитым и смышлёным ни был ребёнок. Чтобы поменьше шуму и сотрясания воздуха (для нас обоих это жизненно важно). И наша по месту жительства пока вполне устраивает. Я даже не предполагала, что повезёт настолько:маленькое отдельное здание для начальных классов, пятидневка все четыре года и общая атмосфера какая-то спокойная, неторопливая, даже не верится, что всё это происходит в центре большого города. Я и не хочу никаких гимназий и лицеев. И вроде бы не должно быть больших сюрпризов, ведь для меня это уже второй школьный цикл. Но странное дело: свою девочку, которой семь исполнилось в августе, я отправляла в школу с меньшим волнением, чем своего мальчика, которому к сентябрю будет уже почти семь с половиной...

      Удалить
    3. Да, да, да, слово в слово - постоянное нервное напряжение, быстрее, выше, сильнее, да!
      Ирина, спасибо, что поделились! Очень тепло читать о вашей школе. Наша из всех плюсов обладает одним - рядом с домом. Это не лицей, не гимназия, просто школа. Но шума и сотрясения воздуха там выше крыши. Бесконечные конкурсы, олимпиады, конференции, какие-то мероприятия-события, смысл которых только "выше, сильнее, быстрее", всё-равно каким способом. Лёва по-настоящему расстраивается из-за отсутствия у себя всяческих бумажек-дипломов, которыми завалены портфолио (специально созданные для этого папки) других активных учеников, им аплодируют, их превозносят в родительском чате. Я взираю с недоумением, Лёва со скрываемым ощущением собственной неуспешности.
      Да, я вас так понимаю, мальчики и девочки - два разных мира, и здесь девочкам проще, хотя, к моему удивлению в классе сына учатся девочки хуже.

      Удалить
    4. Все эти конференции-олимпиады чаще всего делаются для поддержания статуса школы или по распоряжению свыше. Зачем они первоклассникам? В первом классе нужно проводить мероприятия, в которых нет проигравших и победителей, мероприятия, задача которых - из разрозненной толпы детей сделать коллектив: совместное изготовление поделок, рассказы о своих увлечениях, стенгазета, театральные постановки, встречи с интересными людьми, экскурсии... Да мало ли что.Главное - чтобы у каждого ребёнка была возможность проявить себя в том, в чём он силён, и другие дети чтобы видели: да, проявить себя можно по-разному, не только активными действиями. Им же ещё учиться вместе много лет, взрослеть вместе.Но, к сожалению, школа больше не выполняет воспитательную функцию, она работает на быстрый результат: провели мероприятие, раздали дипломы, отчитались, забыли. И подтверждение налицо: диплом или грамота. И родительское тщеславие удовлетворено. Знаю я эти портфолио. Никогда и нигде эти школьные бумажки не пригодятся и никакой роли в судьбе не сыграют. Суета всё это. Плохо только, что дети, у которых этих дипломов нет, переживают по-настоящему и думают, что они хуже активистов. Им ведь не объяснишь, что успешность бывает разная, и не всегда она бросается в глаза.

      Удалить
    5. Ирина, да, всё так. И самое плохое, что действительно не объяснишь и переживают по-настоящему.
      Вот собираем по крохам, тут тренер похвалил, там наш любимый музей Хлебникова в гости в школу приехал и организовал как раз то, что нужно - совместное, творческое, стенгазета и общий интерес. А потом снова - срочная олимпиада на учи.ру, конференция, на конкурс вы не пойдёте, потому что выбрали других и т.д.

      Удалить
    6. Я не представляю, какая может быть конференция у первоклассников.Все ли первоклассники хорошо представляют себе, что означает это слово и каков смысл этого мероприятия? Или отбирают только тех, кто понимает? И олимпиада... Со второго класса ещё куда ни шло, "Русский медвежонок", например, как раз со второго класса начинается. Но в первом... И главное - зачем?

      Удалить
    7. На конференцию учительница выбрала двух человек, они представляли "свои" итоговые проекты, о которых нам прожужжали все уши с февраля. Защищают! то есть пересказывают, а чаще просто читают написанное остальные дети на уроке Окружающий мир. Саму работу мы делали с Лёвой вместе, выбрали тему (я выбрала и уговорила Лёву, объяснив почему. Потому что мы сможем сделать её вместе.) про птиц, вместе рисовали картинки, я написала истории, которые мы с Лёвой сами наблюдали в природе раньше и оформляли в наши дневники исследований. Естественно, концепция, мысли, цитаты, слова - всё моё! Но сыну было интересно, рада и этому. Я всё хотела пост написать, да так надоел этот измятый проект, который Лёва постоянно вынужден был носить в рюкзаке и готовить к следующему разу, что я уже писать ничего не стала.
      А олимпиады бывают двух видов - на сайте учи.ру,я сына один раз посадила, посмотрела какие там вопросы, да ещё на время, он ужасно разнервничался, очень сложно, он в компьютерные игры совсем не играет, нет у нас этого. Сомневаюсь, что дети выполняют сами, хотя может и да, мне всё равно. Сказала ему, что врач не разрешает сидеть за компьютером час (и это правда), он не участвует. Второй вид "олимпиады" платный, родители платят деньги, им сначала дают список тем (по литературе в основном, больше я не помню, смотрела один раз), а потом на выбранную тему - вопросы, выполняется дома. За победу - диплом и аплодисменты. Победа, как я поняла, по умолчанию за участие.
      Знаете, Ирина, мне часто бывает сложно писать комментарий без скобок-смайликов, хотя большое их количество я не люблю. Но вот тут у меня нет никаких уже ни скобок, ни многоточий, ничего.

      Удалить
    8. Катя, вот о чём и речь. Всевозможные проекты имеют смысл лишь тогда, когда ребёнок может самостоятельно выполнить всю работу: найти материал, структурировать его, оформить и преподнести. А это лет 12-13. Я отлично помню, что свой первый реферат я сделала в шестом классе, раньше работы такого типа просто не задавали. Я до сих пор помню тему - "Герои ВОВ"; помню, о ком писала - именно потому, что всё делала самостоятельно. И если учитель отбирает детей на конференцию, то, по логике, именно он и должен курировать их работу. А на деле получается, что успех ребёнка во многом зависит от того, сколько за него сделали родители.И если родители по какой-то причине не хотят или не могут участвовать (ну некогда им после своего полного рабочего дня ещё и проектом каким-то заниматься!), то и ребёнок будет неуспешным.
      Олимпиады - это вообще отдельная тема. На олимпиады всегда отправляли наиболее сильных учеников, которые интересуются предметом и любят его; олимпиады помогали найти талантливых детей. Сейчас туда идут все скопом - только затем, чтобы не сидеть на уроках. Требовать плату за участие в олимпиаде - значит извращать её смысл. Для меня апофеозом глупости в дочкину школьную пору стала олимпиада "Золотое руно" - всем выдали на дом вопросы, ответы на которые есть в интернете в свободном доступе. Все победители и чемпионы!

      Удалить

    9. Ирина, совершенно согласна! И я помню свой первый реферат, и олимпиаду по математике, которую я, конечно, провалила. То, что происходит сейчас, абсолютная ерунда. И мне очень жаль, что сын переживает. И непонятно, то ли объяснять свою точку зрения, но ему важны победы, и это нормально для мальчика, и говорить ему, что от него здесь ничего не зависит, кажется, мне неверным. Или изо всех сил помогать, стараться соответствовать, покупать гимнастёрки на конкурсы и делать поделки вместо него, чтобы получить эти важные ему бумажки.  В общем кручусь в поисках чего-то среднего, и объясняю,и помогаю, и радуюсь вместе с ним смайликам, которые наклеивают то за поведение, то за работу на уроке, то за домашнюю работу, то ещё за что-нибудь, и каждый раз не угадаешь. А потом их ещё подсчитывают в конце четверти, и награждают победителей, а кто болеет и пропускает, тот сам виноват. На самом деле меня действительно это не слишком заботит, необязательно - и ладно. Но не я учусь, а ребёнку всё важно.

      Удалить
  3. Катя, ты все делаешь правильно. Ребенку главное знать, что родитель всегда рядом. Поддержит, поймет, подхватит, отпустит, примет. И как хорошо, что есть возможность устраивать тихую гавань домашних традиций. Мир стремителен, он летит вперед. Он изменяется так быстро, как никогда. И нашим детям в нем жить. И чтобы не случалось в школе, все внутренние установки исходят из семьи. То что живет внутри ребенка, со стратегией реагирования на ситуации - от семьи. То каким вырастет человек зависит от его семьи. Это аксиома. Родителю важно подобрать правильное окружение своему ребенку. И оно должно быть социально благополучное, поскольку пройдет совсем немного времени и друзья будут иметь большое значение,
    иметь влияние на ребенка. Хотя бы поэтому стоит выбирать хорошую школу. Если нет возможности выбрать школу, тогда - это выбор кружка, секции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо большое!! Мне важны твои слова, опыт и поддержка! Комментарий хочется перечитывать, как то, что даёт и созвучное понимание, и уверенность, в отличие от всех тех источников, в которых я пыталась найти нужные слова и мысли.
      Ох, вот как раз окружение сильно смущает меня тоже. Хотя неблагополучным, наверное, его не назовёшь. Да и мне самой есть над чем работать. Это совершенно новый для нас с Лёвой опыт - привыкание к чему-то обязательному, тому, что не нравится (и найти в нём смысл), сложно. И мне кажется, что он справляется даже лучше меня.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...